Полезные советы/статьи

Как мотивировать персонал?

Для руководителя любой компании вопрос о том, как можно мотивировать персонал для увеличения производительности труда, стоит на одном из первых мест. Хорошо замотивированный сотрудник работает гораздо эффективнее, создает больше прибыли для предприятия. Существует достаточно много методов мотивации, для получения максимального результата их нужно использовать комплексно.

Усилия и средства, потраченные на построение эффективной системы мотивации, быстро окупают себя и могут приносить прибыль не меньшую, чем финансовые инвестиции и другие методики повышения результативности работы компании.

Методики улучшения мотивации персонала

Мотивация – процесс, происходящий в психике человека, поэтому эффективная мотивация персонала возможна путем материальной (финансовой) и нематериальной стимуляции. Эти методы имеют определенные достоинства и недостатки, поэтому их нужно использовать в комплексе, чтобы создать рабочие условия, побуждающие к более качественному выполнению поставленных задач.

Материальные вознаграждения

Материальные поощрения – быстрый и достаточно эффективный инструмент повышения производительности труда. Особенно эффективна KPI мотивация персонала, то есть стимулирование работников на основе ключевых показателей деятельности компании.

В перечень материальных решений вопроса, как можно мотивировать персонал, входят следующие возможности:

  1. Денежные вознаграждения. Их можно реализовать путем повышения оплаты труда, выделения процента от прибыли, назначения премий либо надбавок.
  2. Непрямые денежные вознаграждения. В эту категорию входят скидки на услуги фирмы, путевки на курорты, курсы обучения, командировки за границу и т.д.

Еще одно решение, как мотивировать персонал – система штрафных санкций. В нее входят:

  1. Финансовые наказания за систематические опоздания, невыполнение прямых обязанностей либо административные нарушения.
  2. Лишение бонусов и премий за игнорирование плана работы.
  3. Назначение «штрафного» рабочего времени.

Нужно понимать, что материальные инструменты управления мотивацией – краткосрочные, максимальный эффект от них длится 3-6 месяцев.

Нематериальные поощрения

Нематериальные методы мотивации персонала – самые долгосрочные и предпочтительные формы стимулирования работников. В эту категорию входят:

  1. Публичная похвала сотрудника за успехи.
  2. Обеспечение продвижения по карьерной лестнице.
  3. Повышение комфорта условий работы (создание зон отдыха, спортзалов, корпоративные обеды).
  4. Поздравление с праздничными датами.
  5. Создание позитивной психологической обстановки в коллективе.

Психологический эффект от нематериальных инструментов поощрения сохраняется на протяжении долгого времени. Правильно выстроенная система нематериального стимулирования позволяет уменьшить затраты на финансовые способы поощрения.

Нематериальные методы мотивации предоставляют большой простор для работы с персоналом, за счет чего можно выстроить гибкую систему повышения эффективности труда, использовать нестандартные методики. К ним относятся:

  • соревнования;
  • рейтинговые таблицы;
  • корпоративные квесты.

Мотивация и развитие персонала в игровой форме позволяет создать атмосферу рабочего азарта и улучшить психологический фон в коллективе. Особенно эффективны игровые способы работы с мотивацией при необходимости достичь конкретной цели в сжатые сроки. Например, быстро нарастить клиентскую базу либо повысить продажи на Х% за определенный промежуток времени.

Ошибки при формировании системы поощрения

Зачастую система поощрения сотрудников выстраивается неправильно либо с перекосами в сторону одной категории мотивации. Неправильное управление мотивацией и стимулированием персонала может серьезно повредить развитию бизнеса, даже полностью разорить компанию. Самые частые проблемы:

  1. Перекос в сторону денежного поощрения. Приводит к ухудшению психологического климата в рабочем коллективе, финансовые инструменты неэффективны в долгосрочной перспективе.
  2. Мотивация как обязанность. Руководитель, воспринимающий стимуляцию сотрудников как неприятную обязанность, будет с большей вероятностью использовать систему материальных наказаний. Возникнет эффект «кнута без пряника», что приведет к росту напряжения в коллективе и снижению производительности труда.
  3. Отсутствие систематичности. Если мотивационные мероприятия не являются частью общей системы управления, их эффективность будет низкой и не приведет к желаемому результату.
  4. Авторитарный подход к планированию программ мотивации. Необходимо учитывать мнение каждого, в чем помогут анонимные и открытые опросы, беседы с руководителями подразделений, возможность выбора самих работников.

Правильно выстроенная система поощрения позволит учитывать потребности каждого сотрудника, воздействовать на «острые» точки, формируя лояльный коллектив с развитой корпоративной культурой. Все это естественным образом повысит сопротивляемость рабочим стрессам, проблемам профессионального выгорания, а значит, будет способствовать успеху компании.

Поделимся уникальными советами по поиску работы

Все вакансии предлагаются соискателям БЕСПЛАТНО!

Поделимся уникальными советами по поиску работы

Все вакансии предлагаются соискателям БЕСПЛАТНО!

Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Invalid Input
Invalid Input
Invalid Input
Invalid Input
Обязательное поле
Группа компаний «А.Н.Т.»: 2004 — .
Разработка сайтаWEB-студия Хорошая Идея