Алгоритм подбора персонала

В связи с развитием современных рынков и промышленности, расширением торговых сетей и предприятий, появлением все новых и новых компаний очень остро стоит вопрос подбора кадров. Спрос на персонал постоянно растет, растут и требования к отбору кандидатов, соискателей, а также к общему управлению персоналом (HRM).
Залог быстрого и успешного подбора персонала на предприятии — это четкое формулирование ответов на следующие вопросы: зачем Вам нужен новый сотрудник; какие задачи он будет выполнять; какой опыт и знания ему для этого действительно необходимы, а какие полезны; сколько такой специалист стоит на рынке.
Поэтому задача поиска и подбора персонала является одной из ключевых для компании и должна решаться профессионально. Существует два традиционных пути решения этой задачи. Можно обойтись силами внутренней службы персонала, а можно прибегнуть к помощи внешних специалистов – кадровых агентств.
Замещение должностей путем перестановки кадров внутри организации или «по рекомендациям знакомых» имеет определенные ограничения. В первом случае, рабочий процесс уже осуществляется с помощью определенных кадровых ресурсов, и для нового функционала могут не соответствовать, не иметь мотивацию для продвижения. Отсюда – низкая эффективность конечного результата. Плюсом этого метода, безусловно, выступает отсутствие специальных затрат бюджета компании.
Поиск специалистов через рекрутинговую компанию – наиболее выгодный вариант. Профессионалы способны найти нужных работников, как на внешнем рынке, так и внутри самой организации, не нарушая рабочий процесс и в короткие сроки. Схема алгоритма подбора персонала у них проработана до деталей и отлажена как механизм. Заказчик же в это время, продолжает заниматься своим делом, не отвлекаясь на промежуточных стадиях поиска и подбора.
Существуют следующие методы поиска, с помощью которых осуществляется подбор персонала:
- Рекрутинг;
- Executive Search;
- HeadHunting;
- Preliminaring.
Рекрутинг – традиционный и классический способ. С помощью данной методики, как правило, подбираются потенциальные работники низшего и среднего звена среди свободных лиц.
Executive Search (эксклюзивный поиск) имеет четкую цель – найти специалиста, который займет важную управленческую и организационную должность. Проводится как среди свободных профессионалов, так и среди занятых лиц.
HeadHunting (хэдхантинг) – руководители высокого уровня не ищут работу по объявлениям или через агентства, большинство из них успешно в своем деле и даже не помышляет о смене работы. Задачей «охотника» является предложение такому кандидату более выгодных условий в другой организации.
Preliminaring (прелиминаринг) – привлечение начинающих работников на стажировки и производственные практики. Данная методика направлена на будущее компании.
Алгоритм подбора персонала включает в себя следующие этапы:
- создание списка кандидатов;
- изучение индивидуальных качеств претендентов;
- организация собеседования;
- подведение итогов.
Алгоритм успешного общения при подборе персонала строится, прежде всего, на умении четко поставить задачу и донести эту информацию как рекрутеру, так и соискателю. Чем более четко поставлена задача и описана вакансия, тем легче подобрать «правильного человека» под нее, и тем ниже риски для самих работников.
Можно выделить ряд общих рекомендаций для тех, кто занят подбором персонала:
- Объективность. Анализ должен быть беспристрастным;
- Всесторонность. Требуется изучение кандидата со всех возможных аспектов, от профессионализма до психологических тонкостей;
- Точность. Умение делать строгие выводы;
- Результативность. Если поиск не дает необходимый результат, значит, изначальная задача сформулирована неверно.
Идеальный алгоритм поиска и подбора персонала нельзя прописать на бумаге: в него входят и работа с базами резюме, и умение распознавать психологические черты кандидатов, и методика проведения собеседований, и другие мелкие аспекты, индивидуальные в каждом случае.