Полный спектр услуг в сфере управления персоналом

    Как избежать выгорания сотрудников? Руководство для HR-менеджеров

    20-08-2018

    Почему стоит обеспокоиться эмоциональным выгоранием сотрудников?

    Выгорание сотрудников может иметь катастрофические последствия для вашей компании -  снижается продуктивность сотрудников, возникают конфликты на рабочем месте, увеличивается количество прогулов, что приводит к высокой текучести кадров.

    95% из 614 опрошенных менеджеров по персоналу утверждают, что эмоциональное выгорание мешает удержанию сотрудников. Очевидно, что выгорание рабочих кадров является огромной проблемой для многих компаний, так как из-за этого они теряют своих специалистов. Особенно талантливых, потому что выгорание – это, прежде всего, проблема одарённых людей. Именно самые лучшие сотрудники из-за своих индивидуальных черт характера более подвержены выгоранию.

    Чтобы избежать выгорания и удержать сотрудников, HR-специалисты должны обладать глубоким пониманием симптомов выгорания, что является его причиной и как это предотвратить.

    Что такое выгорание сотрудников?

    «Выгорание сотрудников» - это термин, который используется для описания состояния физического, эмоционального и психического истощения сотрудников.
    Выгорание возникает в результате долгосрочного стресса на работе. Если ничего с этим не делать,  стресс переходит в хроническую стадию и может стать причиной нервного срыва.

    В состоянии выгорания, сотрудники не способны работать эффективно на личном и профессиональном уровне. Они чувствуют себя подавленными и не в состоянии противостоять ежедневным трудностям.

    Как распознать признаки выгорания сотрудников?         
                                          
    Выгорание не случается за одну ночь. Это постепенный процесс, который развивается на протяжении долгого времени и начинается с едва заметных тревожных звоночков. Если вы не обращаете внимания на эти сигналы, они становятся хуже со временем, пока не выливаются в тотальный нервный срыв – эмоциональное выгорание. Как утверждают врачи и психиатры, всего есть четыре главных стадии выгорания сотрудников.

    Важно уметь различать эти стадии. Таким образом вы сможете раньше заметить первые признаки выгорания и вовремя принять меры до того как они превратятся в нервный срыв с серьёзными последствиями. Чтобы предотвратить это, вам нужно ознакомиться с четырьмя стадиями выгорания.

    4 главные стадия выгорания сотрудников

    Стадия «медового месяца»

    На этой стадии сотрудники полны чрезмерного рабочего энтузиазма. Они полностью погружены в свою работу. Они говорят «да» на любую просьбу и берут на себя много работы, но при этом рады этому. В таком состоянии они полны больших надежд и устанавливают для себя идеалистические цели.

    Стадия трудоголизма

    На этом этапе сотрудники тяжело работают, чтобы достичь ранее поставленных целей. Тем не менее, длинный рабочий день, сверхурочные и изнурительные рабочие обязанности уже начинают негативно на них сказываться. Они начинают испытывать первые признаки физической и психологической усталости, становятся раздражительными и начинают сомневаться в своей компетентности.

    Стадия стресса

    На этом этапе сотрудники постоянно чувствуют себя под давлением невыполнимых рабочих обязанностей. Им сложно сосредоточиться на работе, они чувствуют разочарование, злость и демонстрируют недоброжелательное поведение, срываясь на коллег и клиентов. Помимо этого, они с трудом справляются с физическими симптомами, такими как постоянная усталость, проблемы со сном, регулярные головные боли, плохой аппетит и т.д.

    Стадия выгорания

    На этом этапе сотрудники больше не в состоянии выдерживать давление на работе. Их физические и психологические резервы полностью опустошены. Они скатываются до цинизма и депрессии и становятся неэффективными. В результате, они осознают свою неудачу и теряют интерес к работе.

    Симптомы выгорания сотрудников

    Последняя стадия выгорания характеризуется серьёзными симптомами на 3 уровнях:

    Физический уровень

    • Проблемы со сном
    • Плохой аппетит
    • Головные боли
    • Отдышка
    • Высокое кровяное давление
    • Учащенное сердцебиение
    • Головокружение 

    Эмоциональный уровень

    • Тревожность
    • Депрессия
    • Напряжение
    • Раздражительность
    • Вспышки гнева 

    Психологический уровень

    • Забывчивость
    • Потеря концентрации
    • Дезорганизация
    • Нерешительность
    • Пессимизм 

    Таким образом, если ваш сотрудник периодически не выходит на работу, мало вовлечён в работу, у него упала продуктивность, он пессимистичен и часто срывается, возможно, он страдает от выгорания.

    Что становится причиной выгорания?

    Выгорание – это комплексная реакция организма (физическая, психологическая и эмоциональная) на множество факторов (личные, организационные и социальные). Каждый индивидуум реагирует по-своему на стресс, и не существует одной причины, которая его вызывает. Тем не менее, найдено несколько общих факторов во всех случаях выгорания.

    Некоторые распространенные факторы стресса на работе:

    • Большая нагрузка
    • Нехватка времени
    • Отношения между членами коллектива
    • Отсутствие баланса между работой и личной жизнью
    • Отсутствие гарантии занятости
    • Низкая зарплата

    Вам также стоит помнить, что сотрудники с определёнными чертами характера - отличники, перфекционисты и пессимисты -  более подвержены выгоранию.

    Как распознать выгорание сотрудника?

    Вот как можно избежать выгорания сотрудника с помощью 4 простых приёмов:

    1. Распознавайте ранние признаки выгорания

    Если вы хотите избежать выгорания своих сотрудников, вы должны уметь распознавать его на ранних стадиях. Уделяйте внимание своим специалистам и будьте наблюдательны. Если вы работаете в большой компании, и у вас нет возможности регулярно общаться с сотрудниками, попробуйте поговорить с менеджерами и руководителями отделов. Расскажите им о важности предотвращения выгорания и помогите им обнаружить его на ранних стадиях.

    Вы можете также разослать своим сотрудникам е-мейлы и попросить их пройти тест на определение выгорания. Более продвинутое решение – это программное обеспечение для онлайн тестов. Например, с помощью инструмента Survio вы можете создавать онлайн-опросы бесплатно, используя их шаблон.

    Ещё один хороший пример – онлайн платформа для опросов QuestionPro. Вы можете использовать их опрос для оценивания уровня стресса сотрудников на работе.

    1. Распознавайте случаи выгорания

    Если вы эйчар, который заметил симптомы выгорания в своих сотрудниках, вы должны это чётко идентифицировать. Вы можете это сделать, поговорив с сотрудником или с группой сотрудников, которые страдают от выгорания. Можно пригласить их на неформальную встречу вне офиса. Таким образом, вас никто не будет отвлекать, и вы сможете создать более расслабленную атмосферу. Попробуйте узнать, есть ли  что-то, с чем вашим сотрудникам сложно справиться. Задайте им открытые вопросы и дайте им возможность объяснить, что именно они испытывают. Вы можете использовать «Опросник для оценивания индивидуального стресса» в качестве подсказки.

    1. Окажите поддержку

    Перед тем как вы побежите решать проблему, остановитесь на секунду и сфокусируйте своё внимание на человеке, который стоит перед вами. Вспомните, что когда-то он был активным и увлеченным своим делом специалистом, который оказался в этой ситуации, потому что он слишком тяжело работал. Наверняка ему стыдно за себя, он чувствуют себя разочарованным, одиноким и изолированным от всех. Окажите ему эмоциональную поддержку, в которой он нуждается, и напомните ему, что его команда и компания ценят его и заботятся о нём. Спросите его, в чём он нуждается, чтобы как можно быстрее исправить ситуацию. Сначала позаботьтесь о его здоровье, а потом решайте проблему.

    1. Действуйте

    А теперь пора заняться делом. Вам необходимо закатать рукава, проанализировать проблему, найти решение и начать действовать. На данном этапе важно понять, является ли это проблемой одного конкретного сотрудника или вы наткнулись на организационную проблему, которая может негативно влиять и на других сотрудников. Например, если ваши специалисты жалуются на большой объём работы, вы можете помочь им, предоставив советы по организации рабочего времени или научить их устанавливать границы и говорить «нет». Возможно, менеджер нагружает их чрезмерным количеством задач и обязанностей, при этом он сам задыхается от большого объёма работы и находится в стрессе. В таком случае, вы имеете дело с организационной проблемой, которая требует иного решения. Другими словами, вы должны решать истинную причину проблемы, а не только устранять симптомы.

    Надеемся, эти советы помогут вам определить и предотвратить симптомы выгорания, чтобы сохранить позитивную рабочую среду, а ваших сотрудников сделать счастливыми, вовлечёнными и продуктивными.

    Источник: http://hr-portal.ru

    к другим новостям

    Благодарные партнеры